Среда
23.07.2025
18:16
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Наш зеленый ДОМ
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Часы


Меню сайта

Категории раздела
Общая биология [5]
Охрана окружающей среды [3]
Экология человека [3]
Экология атмосферы [1]
Экология пресных вод [1]
Экология растений [1]
Экология животных [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68

Радио-Online

Слушать радио онлайн


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Общая биология

Экологические вопросы в истории науки
Экология как наука прошла определенный путь развития. В методологических исследованиях этого процесса различают длительный период предыстории науки и собственно историю экологии. На первом этапе главной приметой является наличие экологического знания, не всегда осмысленного теоретически; на втором - теоретически-концептуальное, терминологическое и социальное утверждение науки. Кроме того, экологическое знание в его истории существовало как в контексте разных наук (ботаники, зоологии, географии и тому подобное), так и приобретало разные формы воплощения в предметно-деятельностной, этнокультурной и духовно-практической сферах. Поэтому для воссоздания истории экологии как науки нужная экспликация экологического знания из соответствующего фона и оценка его с точки зрения общих закономерностей развития науки. Знание об окружающей среде было присущо человеку из самых первых шагов антропогенеза. В то время оно было необходимым условием выживания наших предков. Эти знания использовались во время обустройства жилья, охоты, рыболовства и тому подобное. Со временем, когда появились мифология и религия, знания об окружающей среде органично вошли в самые давние мировоззренческие системы. В мифологии природа изображается по аналогии с людьми и закономерностями их жизни. То есть, человек антропоморфизуе природу, не отделяет себя от нее. Сверх того, природа отождествляется с человеком, а силы ее появляются в виде людей-богов. Иначе говоря, мифология появляется системой знаний, что интрепретовани мировоззренческим образом. На их основании давний человек представлял себе природу, сила которой проявляется в виде поступков героев мифов. Вследствие этого и сама природа, и ее стихии нашли свое понятийно-образное воплощение. Да, за именами верховных богов - Зевса, Юпитера, Дажбога и тому подобное, появляется животворная питательная сила солнца-огня. В античности происходят существенные сдвиги мировоззренческого и теоретико-познавательного характера. Речь идет прежде всего о переходе от прямого отождествления человека и природы, человека и общества, материального и идеального, понятие и обиду к их разграничению, различению и, в конечном итоге, противопоставлению. В то же время формируется новая отрасль освоения человеком мира - наука, результатами познания которой являются экологические знания. При этом, однако, хранится традиция рассмотрения мира в целом, как единству. Этим определяются и сущностные признаки космологически-целостного подхода в познании экологических систем. Космологически-целостный подход в целом отвечает ориентированности давньо- греческой науки о природе. Да, Аристотель, основываясь на принципах метафизики и выходя в трактовке природы из представления об активности формы и пассивности материи, энтелехии - душу естественных предметов, предлагает такое виденье окружающей среды, в котором представлены все имеются формообразующих начала мира, включая человека. В этой системе соединенные и конкретные описания экологических обстоятельств и живых организмов с схемой гармонии устройства органического мира - в виде "стремянки существ". Следует заметить, что взаимные отношения соответствии живых существ окружающей среде в такой концепции трактуются как определяющим присущи вещам и существам. Следовательно, речь может идти не о генезисе, возникновение чего-то нового, а лишь о реализации потенций уже существующего. В трудах Геродота, Фукидида, Полибия, Страбона, Клавдия Птолемея и других мыслителей представлены точные описания природы, флоры и фауны разных частей света, зависимости населения определенных регионов от условий, которые там есть. Особенно отчетливо подобные наблюдения отразились в работах отца медицины Гиппократа. Уже в фундаментальном собрании книг (свыше 70), которое приписывают этому ученому, "Корпусе Гиппократа" - глубоко и последовательно обоснованная мысль о том, что к пациентам следует применять индивидуальный подход - учитывать особенности как самого больного, так и той естественной местности, в которой он родился и находится. Следовательно одним из профилактических и лечебных средств за Гиппократом выступает родная природа пациента - климат, влажность, воздух, земля и тому подобное. Чтобы вылечить человека, часто достаточно повернуть ее на Родину. Ученик Аристотеля Теофраст в своем трактате "Исследования о растениях" обосновал методологические и методические требования к изучению строения и жизни растений. Ученый считал, что отличия между растениями и их природу вообще следует рассматривать, исследуя их части, свойства, возникновения и жизни. Части - объект исследования морфологии растений, свойства и возникновения - физиология, а жизни - экологии. Как же нужно осуществлять научный, поиск? Необходимо выяснить, отмечал Теофраст, какие части е у всех растений, а которые - в некоторых, если есть возможность, то следует провести аналогии, причем сравнивание надо осуществлять касательно наиболее подобного и самого совершенного. В этом - зародыш методов аналогии и идеализации, а также сравнительно-морфологический метод, которые в их экологической интерпретации широко используются современной фитоценонологиею.
Категория: Общая биология | Добавил: EXTREME (01.03.2011)
Просмотров: 818 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Погода
ст. Алексеевская, Волгоградская область
Алексеевская 

Новости


Alex-school © 2025
Бесплатный хостинг uCoz