Качество и состав продуктов питания имеют ведущее значение в жизни человека. Для нормальной жизнедеятельности человека необходим полноценный набор продуктов питания с учетом ее индивидуальных особенностей, характера и интенсивности работы и условий обитания. Этот набор должен включать в оптимальном соотношении все необходимые для человека компоненты: белки растительного и животного происхождения, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы, и тому подобное. Недостаточное или избыточное количество продуктов питания, которые потребляет человек, значительные перекосы в необходимом соотношении их компонентов и злоупотребления некоторыми продуктами всегда ведут к негативным изменениям в здоровье и состоянии человека.
Вопросы связаны с рациональным режимом питания, достаточно широко освещены в популярной медицинской литературе и разнообразных пособиях по здоровому и верному питанию. Но, даже при условиях выполнения научно обоснованных рекомендаций из состава продуктов и режима питания, человек не всегда защищен от негативного действия загрязненных продуктов питания и продуктов, для которых превышены допустимые сроки или нарушенные режимы хранения.
Среди глобальных проблем современности одной из важнейших есть проблема выживания человечества. Человек всеми своими жизненными функциями связанная с естественными экосистемами и полностью зависит от их целостности и непрерывного функционирования. Сложность природы человека определена тем, что она одновременно находится в трех измерениях : как физическое тело; как живая система; как личность. Поэтому взаимосвязь человека и среды ее существования очень сложна. Это обусловлено сложностью как человеческой природы, так и внешней среды.
Изучением взаимоотношений организмов между собой и окружающей средой занимается экология. Экологическая наука должна видеть человека как самую развитую живое существо в биосфере. Одним из ее конкретных объектов исследования должна стать антропоекологична система как подсистема ноосферы. Под влиянием экологии формируются направления в различных науках, рассматривающих те или иные стороны живого.
В прошлых лекциях мы выяснили, что несмотря на разнообразие определений предмета экологии, которая отражает его многоаспектность, в ее предмете остается изучение взаимоотношений организма (вообще биологической системы) и окружающей среды. Кроме того, мы знаем, что человек в иерархии живых систем представлена определенным биологическим видом - человек разумный (Homo sapiens). Вполне логично возникает вопрос о месте этого вида в биосфере.
Следовательно, в предмет экологии должно быть включено изучение отношения "человек - окружающая среда". Причем, изучение взаимоотношений человека с окружающей средой нужно не только для знания естественных факторов, необходимых для жизни человека, общества, но и с точки зрения изучения человеческого воздействия на природу. Кроме того, изучение отношения "человек - окружающая среда" в широком спектре проблем человеческого существования обнаруживает связь с существенным мировоззренческим вопросом: что есть человек и каково ее место в мире?